Меню сайта



Sauna by Siberia
Категории раздела
СМИ [6]
Новости, Акции [0]
Вакансии [0]
Статьи [110]
Сегодня читают
Оплата услуг
Оплата услуг с помощью WebMoney, RBK Money, WebCreds, Яндекс.Деньги, QIWI, пластиковой картой и т.п.
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Апрель » 25 » Законы и приемы ландшафтной архитектуры
16:16
Законы и приемы ландшафтной архитектуры

Законы и приемы ландшафтной архитектурыИнформация данной статьи подготовит вас к знакомству с особенностями садового искусства Японии. Знание основных законов и приемов ландшафтной архитектуры поможет увидеть достоинства вашего участка; умело использовать рельеф и природные материалы; включить имеющиеся растения в общую композицию японского сада. На основе знания законов колористики и перспективы вы сможете правильно подобрать сочетание тонов и нюансов окраски строений, дорожек, декоративных элементов; создавать пейзажные картины; зрительно увеличивать глубину пространства и многое-многое другое.

На протяжении многих веков мастера садово-паркового искусства придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусства. В садах слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы их построения ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим о ландшафтной архитектуре сада как искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта.

Естественный ландшафт формируют пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друге другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на Земле осталось очень мало уголков, где природа сохранилась в своем первозданном виде, — большинство ландшафтов искусственные, созданные человеком. Поэтому садоводам, по существу создающим новый искусственный ландшафт, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.
И в живописи, и в ландшафтной архитектуре действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства — иллюзорного и реального.

Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоническое единство. Иначе говоря, размещая растения и другие формы в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной — относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения — шары, конусы, параболоиды. По сравнению сними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма).

Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.
Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий — низкий, большой — маленький, пирамидальный — шаровидный и т.д.). Неизбежные в саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветника; желательная в связи с условиями ухода посадка яблонь по прямой линии уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников; жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине. Но мы их размещаем в пространстве сада и получаем при этом три. вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре также, как и живописи.

И на картине, и в природе вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине,— чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше и закрывать более высокие, расположенные вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.
В ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа можно размещать группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Противоположная задача — оптическое сокращение пространства — обычно возникает, когда садовод хочет включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой,— серьезное препятствие в установлении прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Эффект воздушной перспективы основан на законах восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.

Постоянно сменяется окраска растений, но в колорите сада важен и цвет поверхности земли (черный пар или газон, мощеные дорожки и площадки), и цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет окрашенного вами дома, сарая, садовой мебели. Главное, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях и строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как гамма оттенков одного цвета.

В спектральном круге последовательно представлены красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный цвета. В природе мы редко видим такие яркие краски. Чтобы бледно-красные цветы смотрелись более нарядно и насыщенно, разместим их рядом с зеленым газоном; желтые включим в композицию с фиолетовыми на миксбордере. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые, тона кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

Планируя свой сад, следует задуматься о цветовом контрасте, который учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый; желтый — как зеленый, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится почти оранжевым.

Нужно уметь использовать и нейтральные тона — белый, черный, серый. Белый цвет как контраст со всеми темными оттенками вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплый тонов — желтого и красного. Обратите внимание на то, что все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, как бы приближающиеся к нам.

Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета. Они даже несколько сгущаются при удалении. На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темных хвойных и лиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Немногие замечают, что в сумерках эти соотношения меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Во многом эти эффекты зависят и от загрязненности воздуха, насыщенности его водяными парами.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз. Стечением времени происходит полная смена окраски сада — с ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд, малозаметную смену общего колорита сада: ранняя весна (март — начало апреля) — серовато-черный; весна (апрель — начало мая) — желтовато-зеленый, пурпурный тон, слабо насыщенный; конец весны (май, начало июня) — нежные светло-зеленые тона; начало лета (июнь, начало июля) — насыщенный зеленый; конец лета (июль —  август) — темно-зеленый колорит; осень (сентябрь — октябрь) — желтый и красный разной насыщенности; поздняя осень (ноябрь — декабрь) — серовато-бурый; начало зимы — (декабрь — январь) — серый и серо-фиолетовый; вторая половина зимы (февраль — март) — темно-серый.

Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона — все эти цвета занимают в саду должное место. Не так просто учесть ди-намику изменения окраски растений, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь «включиться» в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Сильнее всего «работают» цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с домом можно посадить пурпурные розы, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, «выстелить ковер» из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно тех, откуда вы будете наблюдать свой сад. Цветовой комфорт может дать и повторение общего тона зелени в окраске стен комнаты, и введение ярких контрастов. Например, цвет обивки мебели может повторить колорит цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты— яркие подушки на диване, занавески. Сними, в свою очередь, будут гармонировать такого же цвета (желтого, алого) контейнеры, вазоны, ящики для растений. Фиолетовой гамме обивки мебели будут соответствовать переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок — золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое решение в оформлении дома и подборе растений, если садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева темных тонов (коричневого цвета с белыми деталями — окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу.

На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва группы берез. Посадите небольшой «букет» (два-три саженца в одну яму) недалеко от входа. Дорожку к дому можно выложить из кирпича — ее подчеркнет рабатка из ромашки. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушцика золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой — вишню или яблоню. Мощение из серых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением — барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей или куст парковых роз с нежно карминной окраской цветков.

Еще один прием ландшафтного архитектора — использование освещенности участка. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тел, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов — там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света — перед предметом, позади него или сбоку.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее; особенно заметно это в вечерние и утренние часы, когда косые лучи солнца высвечивают фактуру "дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Смена освещения в пейзаже происходит непрерывно: фиксировать какой-либо световой эффект мы можем не более чем 25-40 мин, однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.

Световой режим различен в разных географических зонах страны. На севере это преимущественно рассеянный, мягкий свет: туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют перспективы. В южных районах страны резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красокзри-тельно сокращают глубину перспективы.

Итак, к основным законам композиции, которые могут быть использованы при создании сада, относятся линейная и воздушная перспектива, законы цветовой гармонии, света и тени.

Композиционные средства, приемы ландшафтной архитектуры, позволяющие разнообразить пейзаж,— это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость отдельных элементов и расстояние между ними. Примером могут служить аллейные посадки. В ритмических построениях участвует несколько элементов, причем устойчивое впечатление ритма возникает при их повторении 5-8 раз. Эмоциональное воздействие ритма возрастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после-которого наступает утомление, возникает ощущение монотонности. Не случайно поэтому применяют разные приемы построения аллей: чтобы снизить монотонность, меняют расстояние между деревьями, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида деревьев может разнообразить включение кустарников; можно создать ритм, применяя чередование групп, например, из трех тополей пирамидальных и пяти кустарников (спирея, сирень),- чередовать плодовые деревья с ягодниками и т.п.

Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Кроме контраста форм, при составлении растительных композиций может быть использован контраст и в цвете, и в степени освещенности пространства.

Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом — тонким переходом похожих друг на друга, незначительно отличающихся форм, красок, пространств-. Нюансные соотношения требуют хорошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция восточного сада.

Размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным — по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика. Симметрию, т.е. размещение одинаковых предметов на равном расстоянии от оси, используют там, где хотят-подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Однако равновесие, гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном решении (см рис.), когда предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее.


Криволинейные очертания дорожек и асимметричное размещение растений

Кстати, в восточном саду предпочтение отдается асимметричным композициям.

Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сюжеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроландшафтах, воспринимаемых порой только с веранды садового домика либо со скамьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта добиваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его предельной миниатюризации, то такая задача покажется особенно привлекательной.

Человеческий глаз устроен так, чтобы лучше всего видеть детали объекта на расстоянии, равном (по высоте или ширине) наибольшему его размеру. В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, равное двойной высоте этого объекта. Чтобы увидеть больше, чем один объект полностью, нужно подальше отступить.

Итак, в самом скромном видовом кадре могут быть использованы закономерности в построении композиции пейзажей. Что может стать главным композиционным узлом? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше тройной его высоты, тогда вертикальный угол восприятия считается оптимальным (см. рис.).

Поставьте на таком расстоянии от созданной вами пейзажной картины скамейку и, отдыхая в уединении, наслаждайтесь изяществом композиции.

В саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.


Высота растений и восприятие растительных групп

При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но и в динамике, при движении по саду. Это обусловливает перемещение элементов картины: центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Обдумывая структуру видовой картины, нужно постоянно помнить о соотношении главных и второстепенных элементов. Например, главным может стать декоративный бассейн; тогда кустарник на заднем плане должен подчеркивать красоту зеркальной водной глади и ее окружения также, как и кулисы из многолетников на переднем, но все вместе призвано составить единое целое, гармоничное и завершенное.

Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,— временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа: суточный цикл дает изменение светотеневого эффекта; сезонный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно меняет и декоративность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммировать начинающему любителю, составляющему свои композиции из одинаковых на первый взгляд саженцев. Именно поэтому надо внимательно изучить особенности каждого «зеленого кирпичика», прежде чем определить его место в саду и в маленькой видовой картине, которая сделает ваш сад особенным, не похожим на другие.

Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции маленького сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не всем. Требуется многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших искусством ландшафтной архитектуры, чтобы построить, а потом поддерживать, совершенствуя, микропейзаж сада (см. рис.).

Растения. Декоративные качества растений — их величина, окраска листвы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в разные периоды их жизни — настолько разнообразны, что позволяют получать садоводу бесчисленные варианты композиций. При их создании следует помнить, что растения — живые организмы, поэтому необходимо учитывать их требования к окружающей среде и фактор времени, или, как его называют, «четвертое измерение» ландшафтной архитектуры. В процессе роста культур последовательно изменяется их форма и величина, а декоративный окончательный эффект никогда не достигается сразу. По-разному проявляется и декоративная зрелость растений. У деревьев она наступает с достижением наивысшей для данной породы высоты; у кустарников и цветов — с их первым массовым цветением, т.е. значительно раньше, чем у посаженных с ними одновременно деревьев. Кроме того, в разное время года все растения декоративны по-разному. Даже вечнозеленые хвойные растения выглядят иначе ранней весной, во время цветения и в трескучий мороз.


Приемы компоновки деревьев и кустарников:
а — посадка одинаковых пород; б — посадка растений разной высоты
и породы; в — посадка контрастных растений (с разной формой кроны,
фактурой листвы, ее окраски, сроков цветения)

Декоративные качества, характеризующие данный вид растения, объединяются с индивидуальными особенностями именно этого экземпляра. Наиболее ярко они проявляются в том случае, когда существует единство декоративного облика растения с условиями того места, где оно произрастает. В этом смысле можно считать равноценными и крупный экземпляр березы, выросшей в благоприятных условиях на берегу реки, и карликовую березку, прилепившуюся к скалам в Карелии: их облик естествен и прекрасен именно в данном ландшафтном окружении.

Многие растения вызывают своим обликом устойчивые поэтические ассоциации. Мы говорим: «печальная ива», «стройный кипарис», «кудрявая березка», «гордая лилия», «царица цветов — роза». Одни растения воплощают в себе черты, характерные для естественного леса, и в нашем представлении связываются с ним — сосна, ель. Другие привычны для парковых пейзажей — липа, клен. Плодовый сад невозможно представить без яблони. Есть и растения, которые нехарактерны для данного климата, экзотичны — их так и называют: «экзоты». К последним можно отнести не только пришельцев из других мест (например, орех маньчжурский в средней полосе России), но и декоративные формы, выведенные селекционерами: с пестрой листвой, с маховыми цветками, с особо декоративной формой листьев. Заметим, что именно они и становятся наиболее эффектными «акцентами» в композиции сада.

Рассмотрим декоративные особенности отдельных видов растений: высоту (величину), связанную с особенностями роста каждой породы; форму кроны (для деревьев и кустарников); окраску и фактуру листвы, коры и цветков; аромат.

Высота деревьев и кустарников — один из важных и характерных признаков, на основе которого формируется общий силуэт группы и достигается плавный или контрастный переход от плоскости земли к вертикальным объемам. Самые высокие деревья достигают во взрослом возрасте высоты 35 м; средние — 10-20 м; низкие — 6-10 м. К последним относят плодовые деревья — яблоню, сливу, грушу.

Кустарники также варьируют в росте от высоких, приближающихся к деревьям (5-6 м), к средним (2-3 м) и низким (1-2 м). Особые группы составляют стелющиеся кустарники (высота не превышает 1 м) и вьющиеся (лианы), достигающие порой очень большой длины (до 30 м).

Деревья и кустарники, растущие медленно, обычно отличаются долговечностью; быстрорастущие породы менее долговечны. Если в композиции собраны растения приблизительно одинаковой долговечности, но имеющие различные темпы роста, то такие сочетания получаются удачными, так как первоначальное несоответствие с годами смягчается и исчезает. Быстрорастущие породы сочетают с медленно-растущими, когда нужно добиться скорейшего декоративного эффекта. В этом случае присутствие в группе быстрорастущих деревьев считают временным, и с достижением определенного возраста их из группы удаляют.


Формы крон деревьев: 1 — раскидистая (дуб, вяз); 2 — овальная (тополь беолинский);
3 — пирамидальная конусовидная (лиственница, ель); 4 — пирамидальная веретенообразная
(кипарис, тополь московский); 5 — яйцевидная (липа); 6 — зонтичная (сосна); 7 — стелющаяся
(сосна горная, береза карликовая); 8 — шаровидная (яблоня); 9 — плакучая (ива белая, береза)

Это важно, потому что быстрорастущие деревья угнетают медленнорастущие. Есть и еще одна особенность: у большинства растений быстрый рост в молодости сменяется периодом медленного роста. У некоторых может быть и наоборот: например, дуб и липа в первые годы жизни растут медленно, а затем их рост убыстряется. В среднем за год быстрорастущие деревья дают прирост 50-70 см и более; деревья умеренного роста— 20-50 см, медленно растущие— менее 20 см в год. Есть и рекордсмены: айлант, тополь, белая акация могут дать прирост до 2-2,5 м в год, в то время как мед-леннорастущий самшит — всего 2,5-3 см. Рост зависит и от географической широты произрастания дерева. Например, клен ясенелистный на юге страны достигает 20 м в высоту, на широте Подмосковья— от 5 до 10м, а севернее Санкт-Петербурга растет как кустарник.


Формы кроны кустарников: 1 — продольно-овальная (спирея);
2 — шаровидная (барбарис Тунберга); 3 — овальная (парковые розы);
4 — раскидистая (можжевельник казацкий); 5 — стелющаяся
(кизильник горизонтальный); 6 — конусовидная (туя западная)

Форма кроны деревьев и кустарников представляет собой не менее характерную декоративную особенность каждой породы: неправильная (раскидистая), овальная, пирамидальная (конусовидная и веретенообразная), яйцевидная, шаровидная, зонтичная, стелющаяся, плакучая. Заметим, что форма кроны может зависеть отусловий освещенности: посаженное с северной стороны растение, как правило, развивается слабее.

У каждого дерева и кустарника форма кроны относительно стабильна по очертаниям, плотности листвы и объему, хотя у некоторых она изменяется в отдельные периоды жизни. Например, к 15 годам крона сосны обыкновенной приобретает конусовидную форму, к 30 — правильную ветвистую, а к 80 становится неправильной, свободно растущей, особенно на открытом месте. Подобные преобразования характерны и для лиственницы. Взрослые деревья с раскидистой кроной и высоким штамбом сильно отличаются от молодых, обладающих конусовидной кроной, идущей от самой земли.

Отдельные виды деревьев имеют, кроме названных, и живописные, свободные, формы кроны, например, плакучую (ива, береза) с ниспадающими каскадами тонких ветвей; раскидистую (дуб). Разную форму кроны имеют разновидности одной и той же породы. К примеру, форма кроны тополя может быть и овальной, и пирамидальной, и раскидистой.

Подбирая сочетания деревьев и кустарников для сада, используют контрастные формы крон, но, конечно, только по этому признаку компоновать растения нельзя — необходимо учитывать особенности их роста.

Не менее важным декоративным качеством являются окраска и фактура листьев деревьев и кустарников. Цвет листвы меняется в зависимости от времени года. Ярко-зеленый цвет присущ листве почти всех растений ранней весной, летом она значительно темнеет, а осенью желто-красно-оранжевая гамма листвы придает растениям особое очарование. Цвет листьев во многом определяется почвенными условиями. Растения одной и той же породы имеют более светлую окраску листьев на бедных почвах и более насыщенную, темную — на плодородных. В результате продуманного колористического сочетания растений в группах можно получить очень красивые композиции.

Следует учитывать также окраску цветков, плодов и коры растений. Большинство деревьев и кустарников цветут весной или в начале лета, часто до распускания листвы, и этот эффект одновременного массового цветения плодовых садов вряд ли может с чем-нибудь сравниться.
Декоративны деревья, усыпанные плодами, и осенью. В зимнее время на первое место выступают окраска, фактура коры и графика переплетающихся ветвей обнаженных деревьев. Светло-желтые и зеленоватые стволы и ветви ивняка, коралловые веточки дерна сибирского очень эффектны на фоне темной хвои вечнозеленых деревьев и на снегу.

Следует, однако, предостеречь садоводов от смешения в группах растений слишком многих пород и видов. С одной стороны, это значительно ослабляет устойчивость насаждений вследствие усиленной межвидовой борьбы, с другой, как правило, не дает ясной художественной выразительности.

К особым, специфическим свойствам растений относится их аромат, особенно характерный для цветов и цветущих кустарников. Многие из них ценятся именно за это качество. Нежный запах цветущего жасмина, сирени, роз, ароматы левкоев, резеды, душистого горошка придают саду особое очарование. Есть растения, имеющие неприятный запах; к ним можно отнести бузину, настурцию.

Таким образом, зная и используя декоративные особенности каждого из выбранных вами растений (и не забывая при этом об их биологических требованиях), вы можете объединить их в группы или высадить отдельно, или создать небольшой массив, представляющий собой фон.

Автор Галкина Л. И.

Отсюда

Категория: Статьи | Просмотров: 1067 | Добавил: Mao | Теги: сад, Фен-шуй, ландшафт, восток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Пост!


Имя *:
Email:
Код *:


Полезные советы

Обсуждаем в блоге
Мы в соцсетях
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Мой Мир
  • Tumblr
  • LinkedIn
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Facebook
  • ...

    Обменный пункт
    Фотографии домов

    Вход на сайт



    ООО "Экоплюс © 1998-2018
    Разработка, создание, поддержка: Владимир Мао © 2005-2018
    Финансовые вопросы