Японский сад — это, прежде всего, уголок естественной природы, выполненный в миниатюре: он может занимать площадь всего лишь в несколько квадратных метров. Для имитации природных объектов используют самые различные материалы, способные отразить образ: например, большой камень изображает гору, маленькие камни и булыжники — водопад или горный поток, белый гравий — море, куча песка — холм, каменная башня — храм и т.д.
Строгие линии и безупречные геометрические фигуры (круги и квадраты) практически не применяются в композициях японского сада. Наиболее распространены асимметричные варианты из камней и гальки, мхов и невысоких растений либо групп деревьев с учетом периодов их роста и цветения. Преобладающими
... Читать дальше »
Каменные башни (или каменные пагоды) — декоративный элемент японского сада — всегда имеют нечетное количество ярусов с пластинками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. (В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня). Башни размещают около тсукубаи, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями (рис. а).
Каменные фонари — несомненное украшение сада. Как правило, их располагают у поворота тропинки, на краю водоема или ручейка, вблизи моста или около тсукубаи. Фонарь обычно является основным элементом в группе с небольшими камнями, иногда его размещают перед деревом. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу (рис. б, в, г).
Обычно имеется несколько возможностей, чтобы попасть из одной точки в другую: прямой путь, всегда самый короткий и целенаправленный; длинный, который на первый взгляд не так удобен, поскольку идет по кривой. По мнению японцев, второй вариант предпочтительнее, поэтому дорожки в восточном саду, как правило, извилистые. При прогулке по извилистой дорожке даже в небольшом саду возникает впечатление, что вот-вот откроется что-то новое. И, наконец, движение по кривой соответствует природным формам — излучине реки, береговой линии, звериной тропе и другим ландшафтным структурам.
Дорожка имеет свой дизайн, который определяется, с одной стороны, тем материалом, которым она покрыта, а с другой — всем тем, что ее окружает, включая и то, какие виды она открывает и где она заканчивается. Поэтому по
... Читать дальше »
Иметь на приусадебном участке уютный уголок с хотя бы небольшим зеркалом воды, а возможно и с каскадом или фонтаном — это ни с чем не сравнимая радость. Грамотно подобранная и посаженная растительность и рыбки в водоеме придадут определенный шарм и законченность всему облику сада. Не секрет, что любой, даже самый маленький, пруд положительно действует на психофизическое состояние человека, снимая стресс, усталость и раздражение.
Образцом оформления водоема для многих садоводов служит сама природа. В природе пруд обычно имеет свободные очертания, а водная и прибрежная растительность отличаются большим разнообразием. Но помимо этого пруд должен еще и гармонично вписываться в садовый ландшафт (см. рис.).
Первый шаг на пути к созданию красивого пруда — найти для него наиболее
... Читать дальше »
Второй главнейший компонент японского сада — вода. Устройству водоема, его форме, направлению движения воды, если это ручей-поток, придается не меньшее значение, чем композиции камней. Водоем позволяет в пределах сада воспроизвести в миниатюре песчаные и каменистые берега, заливы, полуострова и острова. Он может изображать спокойную и широкую реку или же бурный, стремительный поток с порогами и водопадами. Водопад был всегда одной из любимейших деталей сада. Место для него выбиралось особенно тщательно — вдали от дома, но так, чтобы слышен был звук воды, а в лунную ночь видны были отблески струй. Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а фоном — деревья. Уже в книге «Сэндзай Хисе» говорилось об устройстве водопада в ансамбле с другими компонентами: &l
... Читать дальше »